Очень
давно программисты и разработчики всего мира пытаются создать ощущение
реальности в игровых и обучающих программах. Основной проблемой
всегда оставалась очень высокая цена и сложность адаптации готовых
продуктов. Такая ситуация сложилась со всем известным шлемом виртуальной
реальности.
3D видео существует уже довольно долгое время. Кто из нас не помнит
таинственные красно–синие очки, используемые несколько лет назад
для того, чтобы обмануть мозг, заставив его поверить в то, что плоская
поверхность на самом деле имеет глубину? К счастью, технология не
стоит на месте и сегодня полноцветное объемное изображение может
быть показано со сногсшибательными качеством и четкостью.
Сама собой напрашивается идея привнесения объемного изображения
на настольные компьютеры, арену игр, называющих себя 3D, а на самом
то деле являющихся 2D, отображаясь на плоском мониторе. Quake 2,
Forsaken, Incoming, Need For Speed II SE, Unreal: любая из них является
прекрасным кандидатом на перевод в мир 3D, демонстрируя игроку,
что такое действительно стоять на краю крепостной стены над обрывом,
или мчаться по горному серпантину на бешеной скорости.
И вот недавно, компания Wicked3D, являющаяся подразделением компании
METABYTE, представила свою новую разработку, имеющую доступную цену,
позволяющую получить максимальный эффект объема, работающую со всеми
3D играми и нисколько не вредящую здоровью пользователя — стереоскопические
очки Wicked3DTM eyeSCREAMTM.
В комплект поставки очков eyeSCREAMTM входит:
Коннектор
(подключается к выходу видеокарты и производит разделение и синхронизацию
изображения.)
ИК–передатчик
(Подключается к одному из разъемов коннектора, и передает синхронизирующие
сигналы с помощью ИК сигналов на очки. Передатчик имеет переключатель
для близкого и удаленного положения пользователя, что позволяет
использовать очки в больших игровых системах.)
Блок питания
Очки (Сами
очки выполнены достаточно эргономично и имеют очень малый вес,
что позволяет пользователю играть в любимые игры и не обращать
внимания на дополнительные устройства.)
Объемное
зрение — это естественный способ визуального восприятия реальной
жизни.
Человеческий мозг, обработав сигналы от каждого глаза раздельно,
совмещает их. Так мы ощущаем объем предметов, расстояние до разных
объектов. Принцип действия очков eyeSCREAMTM основан на этих естественных
особенностях восприятия изображения. В качестве стекол в очках eyeSCREAMTM
используются жидкокристаллические пластины, которые с очень большой
скоростью закрывают то правый, то левый глаз. Закрытие этих “шторок”
строго синхронизировано с сигналами от 3D ускорителя, который поочередно
выдает на экран изображения для каждого глаза.
Формирование стерео изображения осуществляется по следующей схеме:
Специальный
драйвер снимает информацию об удалении предметов и Z–буфера 3D
ускорителя Voodoo–2 или Banshee.
Деление фрейм
буфера на два кадра, расположенные один над другим. Каждый такой
кадр имеет вертикальный размер чуть меньший половины полного кадра.
Так, например, при разрешении 800х600 размер каждого кадра примерно
равен 800х300.
Преобразование
такого сложного сигнала с выхода видеоконтроллера в стереоскопическое
изображение производиться специальным конвертором, входящим в
состав комплекта стерео очков. Конвертор вставляет импульс вертикальной
синхронизации посреди полного кадра. Монитор воспринимает дополнительный
импульс вертикальной синхронизации, как конец удвоения частоты
вертикальной развертки и растягивает изображение, чтобы оно занимало
весь экран.
Если
посмотреть на экран, работающий в стерео режиме, без очков, то Вы
увидите двоящиеся изображение, потому что человеческий глаз не способен
различить смену кадра на такой высокой частоте. Надев очки, и засинхронизировав
их с ик–передатчиком, Вы ощутите объем, сможете реально различить
расстояние до разных объектов.
В одном из тестов компании–разработчика мы наблюдали стереоскопическое
вращение логотипа METABYTE: буквы разлетались, и мы реально ощущали
вращение объектов в пространстве. Но самым потрясшим нас эффектом,
был выход изображения за пределы плоскости экрана.
В общем и целом, 3D ощущения превосходны. В действительности они
не помогают игроку, он, скажем, не совершит больше убийств на единицу
времени, они дают куда более глубокое погружение в мир игры. Но
лучшим использованием очков, верите или нет, стали гоночные симуляторы.
Видеть появляющийся сбоку корпус обгоняющей вас машины соперника
— это фантастика. Все препятствия и графика в Need For Speed II
SE, например,
выглядят достаточно хорошо для того, чтобы при переворачивании на
скорости 190 миль в час, это было чертовски похоже на реальную жизнь.
Монстры — другая сторона, где H3D показывает себя с наилучшей стороны.
Любой монстр в последних шутерах выглядит настоящим Кинг–Конгом
при использовании очков и небольшой мартышкой без них.
Инсталляция.
Установка
аппаратного обеспечения не вызывает ни каких трудностей. Если четко
следовать всем рекомендациям руководства, то эту процедуру может
выполнить даже начинающий пользователь.
Инсталляция программного обеспечения происходит так же легко и интуитивно.
Мало того, диск с драйверами, помимо драйвера для очков, содержит
великолепные драйвера для любой карты на основе VooDoo2, которые
увеличат производительность и существенно расширят возможности Вашей
VooDoo2. Главной отличительной особенностью данных драйверов является
преодоление барьера 800 на 600 точек для одной платы VooDoo2. Теперь
Вы сможете использовать разрешения до 1024 на 672 на одной VooDoo2
и до 1024 на 1024 на SLI конфигурации.
Настройка.
Этот
раздел, может вызвать некоторые сложности и непонимание у тех, кто
еще не приобрел очки. Основная цель этого раздела — показать то,
что каждый пользователь сможет настроить очки под особенности своего
зрения максимально эффективно. Стереосепарация и вертикальная сепарация. Эти функции позволяют
центрировать изображение для каждого глаза. Стереосепарация позволяет
контролировать разницу между правым и левым глазом. При уменьшении
этого параметра до нуля изображение становиться плоским, при увеличении
больше определенного предела изображение начинает двоиться. Пользователь
может в меню настройки выбрать оптимальное значение, а, запустив
игру подстроить этот параметр с помощью “горячих клавиш”. Может
случиться так, что конвертер не сможет четко выставить дополнительный
сигнал вертикальной развертки. В этом случае изображение будет несколько
двоиться по вертикали. Для устранения этого эффекта служит функция
вертикальная сепарация, которую пользователь может регулировать
с помощью “горячих клавиш”.
Вообще “горячие клавиши” — просто суперполезная функция драйвера.
Практически все жизненноважные настройки пользователь может отрегулировать
под себя прямо в процессе игры. Можно так же настроить сами “горячие
клавиши”.
Wicked Vision — позволяет выставить частоту регенерации, отличную
от частоты указанной в Re2Flex (Это одна из уникальных функций драйвера
3D ускорителя от Metabyte. О ней мы расскажем в следующем номере).
Это связано с тем, что на монитор подается удвоенная частота развертки,
и хотя разрешение становится вдвое ниже (то есть pixel clock не
изменяется), некоторые мониторы не держат высокие частоты развертки.
К примеру, если монитор не держит 150 Гц (необходимое условие при
установке 75 Гц на плате), то для стереорежимов придется понизить
частоту развертки. Настройки WickedVision, зависимые от конкретной игры. Иногда
может возникнуть потребность в установке некоторых параметров для
конкретной игрушки. Ниже приведены описания этих параметров.
Zero
stereo separation distance (дистанция нулевой стереосепарации)
— ближайшая точка, которая имеет нулевую стереосепарацию, то есть
находящаяся в плоскости экрана. Все, что дальше этой точки, будет
“за экраном”, все что ближе — будет “вылезать” за пределы экрана.
Обычно этот параметр настраивается так, чтобы в плоскости экрана
лежали индикаторы здоровья, HUD и т.п.
2D
Objects Detection (распознавание 2D–объектов) — минимальная
глубина, которую имеют 3D–объекты. Если глубина объекта меньше заданной,
он интерпретируется как 2D–объект, и не участвует в стереосепарации.
Лазерный
прицел. Очень полезная функция, прекрасно дополняющая все возможности
драйвера. При использовании прицела в 3D ходилках он будет устанавливаться
именно на объект уничтожения и в зависимости от удаления объекта.
Заключение
Стерео
очки Wicked3DTM eyeSCREAMTM прекрасно подходят для любителей компьютерных
игр. Сегодня комплект стоит ~150$. Конечно же, это не бесплатно.
Но если вы настоящий ГЕЙМЕР, то очень рекомендуем. Получить лучшее
ощущение реальности невозможно. Для работы стерео очков необходимо
иметь любой Voodoo–2 или Banshee ускоритель. В ближайшем будущем
очки будут адаптированы для работы на любой 3D карте, а пока рекомендуем
использовать 3D ускорители от Metabyte на основе VooDoo–2 и Banshee,
признанные лучшими в USA, на которые, помимо прочего, предоставляется
5–летняя гарантия. Основной вопрос, который волнует многих при покупке
нового оборудования, это совместимость. Очки Wicked3DTM eyeSCREAMTM
независимы от игры. На сегодняшний день опробованы множество старых
и новых игрушек — ВСЕ РАБОТАЕТ! Для получения наилучшего качества
лучше всего использовать мониторы 15–21" с частотой 120Гц и более
при разрешении 800х600 точек, а для истинных фанатов рекомендуем
SLI конфигурацию и разрешение 1024 на 1024.
P.S.
Когда меня впервые подвели к компьютеру с Wicked3DTM eyeSCREAMTM,
меня очень волновал вопрос, насколько быстро “сломаются” мои глаза.
Просидев у монитора около 30 минут, я не ощутил никаких неприятных
болевых эффектов. По словам людей, долго игравших в Wicked3DTM eyeSCREAMTM,
эти очки не имеют никакого давления на глаза.
Познакомиться
и приобрести очки Wicked3DTM eyeSCREAMTM Вы можете
у эксклюзивного дистрибьютора Metabyte, компании “F.K.Produkt”.
Телефоны: 262-9156, 262-2743.