“Компьютерной
телефонией (Computer Telephony Integration, CTI) называется технология,
в которой интеллектуальные компьютерные ресурсы применяются для
осуществления исходящих, приема и обработки входящих звонков и управления
телефонным соединением” — вот одно из наиболее распространенных
определений компьютерной телефонии.
В последние 10 лет, в связи с бурным развитием электронных технологий,
появлением и развитием систем на базе цифровых сигнальных процессоров
(DSP), изделия компьютерной телефонии претерпели множество изменений.
И сегодня эти устройства встречаются довольно часто, порой мы просто
не задумываемся, что сталкиваемся именно с ними. Самый простой пример
CTI–системы — это модем с Voice–функциями: он реагирует на входящие
звонки, допускает переадресацию звонков, работает в режиме автоответчика
(то есть компрессирует и оцифровывает голос) и организует исходящие
звонки. Конечно, количество сервиса, предоставляемого CTI–системой,
зависит как от аппаратного, так и от программного обеспечения систем.
Дальнейшим развитием CTI–систем является системы регистрации речевых
сообщений. Они, как правило, представляют собой ПК с установленным
в нем адаптером, отдаленно напоминающем модем и специальным программным
обеспечением. Обладая специализированным набором сервисов, подобные
системы находят своего потребителя там, где необходимо фиксировать
телефонные переговоры: это организации, торгующие по телефону, банки,
брокерские компании, различного рода диспетчерские службы и тому
подобное. Иными словами подобные устройства приносят реальную выгоду
там, где человек должен нести ответственность за сказанное слово. На
российском рынке систем безопасности многоканальные системы регистрации
представлены как зарубежными, так и отечественными производителями.
Одной из российских систем подобного рода является комплекс “Глухарь”
производства компании “Инфотрейд”. Система позволяет записывать
речевую информацию от 4–х до 96–ти источников одновременно, имеет
наглядный интерфейс и развернутую службу обработки и поиска фонограмм
(под фонограммами подразумевается логически законченный отрезок
речевой информации). Среди себе подобных аппаратов, комплекс “Глухарь”
отличает устойчивость работы: в частности, он
может работать совсем без оператора, требуя лишь раз в сутки замены
МО–диска долговременного архива; комплекс имеет развернутую сетевую
архитектуру с возможностью администрирования и прослушивания архива
по локальной сети. Следует заметить, что в настоящее время серийно
производятся различные варианты комплекса “Глухарь”: от мобильных
4–х канальных, до стационарных 48–ми и более канальных для монтажа
в стандартные 19" стойки. Более подробную информацию об этой системе
можно получить на сайте http://www.cti.lark.ru
Пожалуй,
наиболее современным применением CTI–систем является, так называемая,
IP–телефония. Эта технология подразумевает организацию интерфейса
(шлюза) с обычными или цифровыми (EI, TI) телефонными линиями с
последующей передачей информации по локальной или глобальной (Internet)
сети. Известно, что если какая–либо компания имеет более 3000 минут
междугородных переговоров в месяц, применение шлюза IP–телефонии
уже будет экономически оправданным. Простая на первый взгляд процедура
упаковки речи, отправки пакетов по сети TCP/IP, а затем сборки и
распаковки на другом конце привела к появлению множества различный
систем. В их числе шлюзы на базе ПК–серверов со стандартными или
специальными голосовыми платами и соответствующим ПО; автономные
сетевые устройства по типу концентраторов Ethernet, имеющие непосредственно
телефонные (EI, TI и др.) и 10Base–T интерфейсы; автономные IP–телефоны:
решение “все в одном”, но с ограниченной гибкостью. Если
последние два решения на сегодняшний день для отечественных производителей
является явно “тяжеловатым”, то шлюзы IP–телефонии на базе ПК–серверов
уже выпускаются. Как правило, это программные решения на базе плат
фирмы Dialogic, но существуют и полностью отечественные аппаратно–программные
решения. Одно из наиболее известных — шлюз IP–телефонии “Lark”,
который разрабатывается совместно специалистами компаний “АМSD”,
“Агат–РТ” и “Инфотрейд”. Сейчас в Москве уже функционирует несколько
этих шлюзов. Один из них установлен в компании “АМSD” и доступен
по адресу http://www.amsd.ru, второй — в объединении “ИнформВЭС”
при Министерстве Торговли РФ, доступен по адресу http://www.lark.ru.
Надо заметить, что исходящие (московские) линии этих шлюзов редко
бывают свободными: очень многие пользователи Internet, скачав программу
EasyTalk с сервера http://www.easytalk.ru бесплатно звонят в Москву
изо всех концов России. Качество связи при этом характеризуют как
“нормальное”.
Но до недавнего времени основным фактором, сдерживающим распространение
CTI–систем, оставалась цена. Системы стоили порядка 900–1500 долларов
США за
порт, что для российского рынка мало приемлемо. По мнению начальника
службы связи БелЦНИИТ (г. Белгород) А.В.Белоусова: “Для клиентов
из крупных городов, таких как банки и сотовые компании, стоимость
систем на базе плат Dialogic приемлема. Однако существует достаточно
широкий пласт потребителей, компаний малого бизнеса, для которых
эта цена окажется запредельной. А именно таких потребителей большинство”.
Будем
надеяться, что тенденции к снижению цен, наметившиеся в политике
CTI–разработчиков в последние год–два будут развиваться и дальше.
Ведь, по самым скромным оценкам, российский рынок CTI–систем к 2002
году составит около 500 млн. долларов, что, в свою очередь, вызовет
появление новых производителей, обострение конкуренции в этом секторе
и, как следствие, расширение областей применения CTI–систем. Хочется
верить в то, что это будут отечественные системы.
За
дополнительной информацией можно обратиться по телефонам (095) 249-9980,
249-9420.