Появление
ускорителей трехмерной графики порадовало не только фанатов Quake
и всевозможных симуляторов, но и привело к изменению политики некоторых
компаний–издателей игр. Имеется ввиду наметившаяся в последнее время
тенденция переводить на РС игры, написанные для Sony Playstation.С
одной стороны, это очень даже неплохо, поскольку на PSX есть много
хорошего. Вот взять хоть Final Fantasy 7. Очень даже неплохая ролевая
игра, совершенно непохожая на “писишные” “ролевухи”. С другой стороны,
все скверно, поскольку в погоне за наживой фирмы–разработчики стараются
сделать перевод игр с одной платформы на другую как можно быстрее,
при этом забывая, что многие вещи, “работающие” для Playstation,
не проходят для РС. В качестве примера — Deathtrap Dungeon от Eidos.
Приятно смотрится и играется на PSX, а вот для РС эта игра несколько
тяжеловесна, да и графика могла быть получше.
Тем не менее, при правильном подходе идея портирования игр себя
полностью оправдывает. И доказательство этому — недавно вышедшая
на РС Resident Evil 2. Эта игра — типичный “ужастик”. Ваша задача
— вывести из дома, населенного кучей всевозможной нечисти, двоих
полицейских — мускулистого парня и миловидную девушку. Причем играть
вы можете только за кого–то одного из героев. В принципе, выбор
героя не имеет никакого значения — они равны по способностям и отличаются
только внешне.
По дому, где вам суждено бродить, разбросаны оружие и прочие необходимые
для выживания вещи. Естественно, все это вам еще предстоит разыскать,
в чем вам энергично будут препятствовать враги.
Вообще же, оценить эту игру не так уж и просто. Есть в ней и хорошая
графика (для которой, кстати сказать, необходим ускоритель трехмерной
графики), и звуковое оформление не подкачало. Но… но нет той атмосферы
страха, которая по определению должна присутствовать в “ужастике”.
В комнатах довольно светло, зомби и прочая нечисть практически никогда
не стараются застичь вас врасплох. В основном, напряжение создается
только за счет ограничения количества патронов: тут каждый промах
может обернуться весьма плачевно.
Тем не менее, игра затягивает и пройти ее разок стоит. Однако вернуться
к игре второй раз вам вряд ли захочется.
Heroes
of Might & Magic III: The Restoration of Erathia
Третья
часть известнейшего стратегического сериала сразу стала хитом. Иначе
и быть не могло — уж слишком многие и слишком долго ее ждали. Оправдались
ли их ожидания?
Это вопрос сложный. С точки зрения игрового процесса, создатели
поступили совершенно правильно и не стали ничего менять. По–прежнему
ваша задача — перебить всех, кого только можно и захватить все города
на карте. Конечно, авторы попытались в нескольких случаях скрыть
это или хоть как–то замаскировать, выставляя в качестве условий
победы то уничтожение золотого дракона, то накопление нескольких
тысяч скелетов, то захват стратегически расположенного города в
кратчайшие сроки… Однако, все эти задачи, на поверку, оказываются
разрешимыми только после сосредоточения в ваших руках большой армии.
А купить солдат для этой самой армии можно только в городах. Отсюда
мораль — сначала мы все захватим, потом накопим орду, а уж потом
и поставленные задачи выполним.
Графически игра сделана на очень высоком уровне. Все прорисовано
тщательно и со вкусом, будь то город, лес, постройки или даже одиноко
стоящее дерево. Звуковое сопровождение тоже не подвело — музыку
слушать приятно, да и эффекты во время боя весьма и весьма хороши.
Правда, сразу нужно кинуть в огород создателей игры небольшой камень
— мелодии записаны в формате Mpeg, для нормального прослушивания
которого нужен минимум Pentium 166, иначе звук начинает заметно
притормаживать.
В третьей части создатели игры не поскупились на нововведения. Больше
стало всего — городов, видов войск, героев, заклинаний и прочего.
Города, по–прежнему, — основа основ. Именно в них вы можете набрать
99% войск (оставшийся процент можно подобрать в особых постройках,
разбросанных по карте). Внутри городов можно возвести три категории
построек — общедоступные (в каждом городе), специфические (доступные
только определенному типу городов) и казармы. Общедоступные постройки
увеличивают защиту города и размер собираемых в нем налогов, а специфические
— дают разнообразные бонусы (увеличивают те или иные показатели
героев, позволяют набирать дополнительные войска и пр).
Все виды войск можно усовершенствовать, что крайне положительно
отражается на их боевых характеристиках, а иногда и дает им дополнительные
способности. Сами же войска набираются в казармах при условии наличия
у игрока средств, причем каждый первый день новой недели казармы
пополняются новыми рекрутами.
Процесс войны немного изменился. Размер поля боя стал больше, вследствие
чего увеличилось пространство для маневра. Кроме этого, искусственный
интеллект подвергся значительной переработке и больше не допускает
совсем глупых ошибок, чем он грешил в предыдущей части.
А вот магия была авторами изменена очень сильно. Мало того, что
заклинаний теперь стало огромное количество, так изменился и сам
механизм ее действия. Теперь круто накаченный герой вполне может
при помощи магии с малочисленной армией запросто разгромить во многом
превосходящие силы противника.
Кроме магии в распоряжении героев появились и другие “игрушки”.
Среди них: баллиста (вполне сравнима по мощи со средним по численности
стрелковым отрядом), шатер врача (восстанавливает здоровье раненым
прямо во время боя), обоз (дает возможность стрелкам стрелять неограниченное
количество раз).
Сами карты, на которых все и происходит, тоже подверглись изменениям.
Теперь вам предстоит одновременно воевать сразу на двух картах.
Дело в том, что по логике игры бои происходят не только на поверхности
земли, но и в подземельях, где правят бал злодеи. Так что не удивляйтесь,
если столкнетесь с такой ситуацией: все видимые города вами захвачены,
а противник все прет и прет. Просто у него остались подземные города,
откуда он и получает подкрепления.
Впрочем, с повелителями подземелий вы будете не только воевать.
В игре предусмотрено шесть кампаний, в ходе которых вы будете драться
то за хороших, то за плохих. Первоначально вы сможете выбрать только
три кампании, но когда пройдете их все, то вам дадут доступ еще
к двум. Ну а после триумфа в этих кампаниях откроется последняя.
По ходу прохождения кампаний будет развиваться и сюжет. К сожалению,
до уровня Starcraft сюжету Heroes of might & Magic III очень
и очень далеко. Однако не это самое печальное. Гораздо хуже другое
— то, как сделаны сами кампании. Почти все они весьма короткие (по
три миссии каждая), что не дает возможности как следует вжиться
в атмосферу кампании.
Тем не менее, игра сделана очень и очень хорошо. Сильных огрехов
нет, а что касается мелких, то на этот счет есть отличная поговорка:
“лучшее — враг хорошего”.
Sid
Meier’s Alpha Centauri
Civilization
Сида Мейера по праву была (да и остается) вершиной среди всех походовых
стратегий. Уж сколько лет прошло, сколько успело выйти новых игр,
а сердцу не прикажешь — и в который уже раз достается потертый диск…
А дальше происходит маленькое чудо — начав играть просто для расслабления,
“на сон грядущий”, оторваться не можешь, а когда глаза случайно
натыкаются на циферблат часов, к ужасу видишь, что уже четыре часа
утра, а в семь надо вставать и идти на работу. Но стоит ли ради
каких–то трех часов сна бросать ТАКУЮ игру? И партия продолжается
аж до девяти утра, после чего приходится оторваться, дабы позвонить
шефу и усталым, измученным голосом сказать ему, что страшно заболел
и не сможешь прийти. Далее вновь возвращаешься к игре.
Конечно, это перебор, но он не столь уж и далек от реальной жизни,
как может показаться на первый взгляд. Популярность “Цивилизации”
по–прежнему необычайно велика и в Интернет нет–нет да и наткнешься
на дискуссии по этой игре, причем каждый раз можно узнать немного
нового.
Естественно, сам Сид Мейер отлично знал о внимании, проявляемому
до сих пор к его лучшему детищу. Кроме того, после ухода из Microprose,
где он проработал долгие годы, Мейеру и созданной им компании Fireaxis
просто необходимо было выпустить игру–хит, как ради поддержания
репутации, так и просто ради “хлеба насущного”.
Сие важнейшее дело Сид Мейер доверил своему старому другу и коллеге
Рейнольдсу. И тот не подвел. “Альфа Центавра” напрямую продолжает
сюжет “Цивилизации”. Последняя заканчивалась запуском космического
корабля, уносившего колонистов к новому миру. И вот корабль долетел,
однако в пути произошли некоторые непредвиденные обстоятельства.
Кто–то исхитрился убить капитана корабля и, лишенные начальства,
колонисты разделились на враждующие фракции. Каждая фракция заняла
отдельную посадочную капсулу, после чего все покинули корабль, который
потом разрушился при входе в атмосферу.
А колонисты начали все снова — строить города, двигать науку, бороться
с местными трудностями и друг с другом.
Но перед тем, как рассказать об этом подробнее, следует внести ясность
по одному очень важному вопросу. “Альфа Центавра” — это не совсем
“Цивилизация 3”, скорее эта игра — вариация на тему “Цивилизации
2”. Иными словами, Fireaxis не создала ничего революционно нового,
а лишь во многом улучшила и “довела до ума” старую концепцию. Так
что, если вы желаете именно революционных изменений, то лучше не
садитесь за “Альфу Центавра”, а поищите что–нибудь другое. Если
же вы просто хотите получить удовольствие от очень хорошей и умной
стратегической игры, то “Альфа Центавра” — ваш выбор.
Графика в игре по современным стандартам прямо скажем не ахти. Это
не красивый Starcraft или полностью трехмерный Total Annihilation.
Игровой мир показан в изометрической проекции (“сверху–сбоку”),
рельеф местности присутствует, а все юниты — спрайтовые. Однако
спустя полчаса после начала игры все это отходит на второй план
и все внимание сосредотачивается на самом процессе.
На первый взгляд все выглядит просто. Первоначально у вас есть один
город и один боевой отряд. Отряд вам нужен на первых порах для обороны
города от местных чудовищ — Mindwoms. Потом придется отбиваться
и от войск соперничающих фракций, для чего придется штамповать более
сильные войска.
Вот тут вас и ждет первое нововведение игры — конструктор юнитов.
Вы можете не просто построить новый юнит, но и усовершенствовать
старые. Изменять можно практически все — вооружение, броню, способ
передвижения (по суши, по морю, по воздуху), также можно добавлять
специальные способности (как насчет возможности десантировать по
воздуху ваших пехотинцев в любую точку карты?). Но для этого надо
сначала изобрести соответствующие технологии. Технологий не просто
много, их очень много. При этом, помимо обычных технологий присутствуют
и дополнительные — так называемые “секретные проекты” (аналогично
Чудесам Света из “Цивилизации”). Их надо строить в городах, при
этом с потерей города и проекта вы теряете все новые возможности.
Однако и этого мало. Вам еще предстоит разобраться с населением
своих городов. Оно имеет неприятную привычку быть все время недовольным
жизнью. Как бы вы не старались, а осчастливить всех не получится.
Впрочем, этого и не требуется. До тех пор, пока количество недовольных
не превысило критическую для данного города отметку, волноваться
не надо, ничего страшного не случится. Когда же недовольных станет
слишком много, начнутся неприятности — прекратится рост населения,
остановится производство… Поэтому необходимо всячески ублажать своих
подданных. Последнее достигается или путем строительства разных
сооружений, благотворно влияющих на моральный облик населения, или
же переопределением профессий остальных людей в городе (сделать
из рабочих телепатов).
Идем дальше. “Альфа Центавра” — единственная на сегодняшний день
игра, в которой дипломатия реально действует. Мало того, что все
ваши плохие деяния вам припомнят (в самый неподходящий момент, разумеется),
так еще можно получить от союзника реальную помощь в виде юнитов,
которые будут пересылаться в ваши города и которыми вы потом сможете
командовать. Игру вполне реально выиграть при помощи одной только
дипломатии (при соблюдении еще ряда условий, конечно).
И последний штрих — в игре есть сюжет. Причем вполне логичный и
последовательный, выполненный в виде текстовых вставок, появляющихся
в строго определенные моменты. В принципе, он выступает просто как
дополнительный штрих, необязательный для победы. Как говориться,
пустячок, а приятно!
Подводя итоги, можно смело сказать, что “Альфа Центавра” — это игра,
в которую можно и нужно играть вдумчиво, не спеша и по многу раз.
А чтобы играть вам поначалу было легко и удобно, мы печатаем для
нее коды. Во время игры нажмите [Ctrl] + K и окажетесь на экране
редактора. Далее можете вводить любые из следующих кодов.
Изменить год
— [Shift] + [F5]
Создать
новый юнит — [Shift] + [F1]
Открыть
новую технологию — [Shift] + [F2]
Изменить
количество единиц энергии — [Shift] + [F4]
Изменить
дипломатические отношения — [Shift] + [F9]
Открыть
карту — Y
Уничтожить
противника — [Shift] + [F6]
Просмотреть
видеоролики — [Shift] + [F8]
Civilization:
Call to Power
Как
и следовало ожидать, лавры Civilization волнуют не только самого
Сида Мейера, но и других дизайнеров игр. Много раз они пытались
создать что–то равноценное, но почему–то не получалось. Тут можно
вспомнить анекдот о том, что мешает плохому танцору, однако это
будет не совсем справедливо. Ведь среди дерзавших бросать вызов
творению Мейера были и настоящие профессионалы.
Взять, хотя бы, компанию Avalon Hill, которая создала игру Advanced
Civilization. Особым успехом сие произведение не пользовалось, т.к.
было неоправданно переусложнено. А излишняя навороченность оправдывает
себя очень и очень редко. Недаром говорят, что все гениальное —
просто.
Однако усилия Avalon Hill не пропали даром. О них вспомнила компания
Activision, ведущая в последнее время весьма агрессивную издательскую
политику. Взяв на вооружение опыт Microsoft, Activision активно
скупает любые многообещающие игровые проекты, дабы в дальнейшем
потеснить конкурентов из Electronic Arts и Eidos на Олимпе фирм–издателей
игр.
Поэтому Activision купила у Avalon Hill все права на название игры
(хорошее название — это уже 15% успеха) и начала творить новый шедевр.
Но тут Microprose, обладающая правами на игру Сида Мейера, попыталась
было отобрать у Activision право использовать слово “цивилизация”
в названии игры, но ничего у нее не вышло. Правда, Activision пришлось
немного изменить название своего детища и теперь оно именуется Civilization:
Call to Power.
Однако, название — это далеко не все, что нужно для завоевания верхних
строчек в игровых хит–парадах. Разработчики это прекрасно понимают
и обещают нам много интересного.
Во–первых, срок, на который нам предстоит играть роль вождя нации,
существенно увеличен и составляет ни много не мало, целых семь тысяч
лет. Начнется все в 4000 г до нашей эры, а окончится — в 3000 г
н.э.
В связи с этим сразу возникает вопрос — чем будем мы заниматься
после 2000 года? Создатели игры уверяют, что сделать можно — и нужно
— будет много. Хотя бы изобрести поезда на магнитной подушке, которые
свяжут между собой города и станут дешевой и надежной альтернативой
самолетам… Впрочем, это еще бабушка надвое сказала. Может, самолеты
тоже усовершенствуются и станут дешевле и надежнее этих самых поездов
на магнитной подушке? Неизвестно, но интересно.
Разумеется, сначала нам предстоит дожить до 2000 года. Сделать это
будет непросто — кругом враги и завистники, которые жить и трудиться
нам спокойно не дадут. Значит, придется воевать. Поначалу каменными
топорами, потом железными мечами, потом огнестрельным оружием…
Причем воевать будем хитро. Вместо того, чтобы тупо атаковать хорошо
защищенный город, можно расположить свое воинство в стратегически
важных точках на территории противника, приказать им окопаться и
нападать на всех, проходящих мимо. Глядишь, скоро вымрут торговые
пути, прекратится подвоз продовольствия, во вражеском городе начнется
голод и смута…
Самое время перейти к подрывным действиям. В зависимости от того,
за какую нацию вы играете, и какой в данный момент у этой нации
тип правления, подрывные действия могут быть совершенно разные.
Допустим, вы — ревнитель чистоты окружающего мира и играете за Ecotopian
(аналог Greenpeace). Ваш лазутчик может пробраться в город к противнику
и запустить в тамошнюю Интернет хитроумный вирус, который отбросит
неприятеля в развитии на несколько ходов назад. Представьте себе,
вот он собирался изобрести новый танк и напустить его на вас, а
тут бац! — и все исследования коту под хвост. И ваша доблестная
пехота с криками “ура!” весело вваливается в неприятельский город.
Ну а коли у врага нет еще компьютеров, так мы можем еще смешнее
сделать — ваш шпион–любитель природы может просто–напросто превратить
город врага в маленькую веселую рощицу. Просто и действенно.
Однако не подумайте, что “зеленые” самые сильные в игре. У других
наций тоже шпионы хоть куда. Corporate Raider может обчистить казну
соперника (а деньги инвестировать в вашу экономику), Lawyer запросто
остановит все производство в городе (а там у противника делаются
50% военной техники), Televangelist запросто запудрит мозги населению
и оно перейдет на вашу сторону (или начнет слать в ваши города гуманитарную
помощь совершенно безвозмездно).
Где разведка, там и контрразведка. Причем она может быть достаточно
оригинальной. Как вам понравится идея об Инквизиции, рьяно выискивающей
неприятельских агентов для последующего их торжественного сожжения
на главной городской площади?
Понятное дело, для умелого управления всеми этими прелестями нужна
крепкая власть. С этим тоже проблем не будет. В игре предусмотрено
ни много ни мало аж двенадцать типов правления.
Помимо привычных (анархия, тирания, монархия, теократия, фашизм,
коммунизм, демократия, многонациональная республика) есть и необычные
(город–государство, Ecotopian, технократия, виртуальная демократия).
Что из всего этого выйдет — непонятно, т.к. уж больно мало информации
выдали до сих пор разработчики игры. Хотя это и правильно — если
все знать заранее, то и играть будет неинтересно.
Зато кое–что уже сейчас известно об управлении игрой. Помимо возможности
настраивать параметры игрового мира (размер карты, соотношении суши
и воды, климат и т.д.) есть очень приятная возможность получать
информацию о городе не только на основной карте (посредством правого
щелчка мыши), но на экране статистики (игравшие в Civilization оценят).
Разумеется, будет и поддержка многопользовательской игры (как же
сейчас без нее, родимой?): играть можно будет по модему, E–mail,
LAN, HotSeat, TCP/IP. Компания Activision пообещала создать свой
собственный сервер для игры по Интернет.