Недавно, делая
апгрейд своего компьютера до платформы P–II, я задумался о выборе
звуковой карты, которая смогла бы продержаться достаточно долго
(хотя бы год) и была бы лучше стоявшей у меня Sound Blaster AWE
32 PnP. Наличие на системной плате всего 2–х ISA слотов произвело
на меня удручающее впечатление. Я понял, что придется избавляться
от служившей мне верой и правдой AWE–шки, которая всего один раз
подвела меня (но об этом позднее). Поэтому я сразу обратил внимание
на последнюю новинку в звуковой индустрии — Diamond Monster Sound
MX300. Звуковые карты, как, впрочем, и другое оборудование,
появляются в нашей фирме практически сразу после появления
их на оптовых складах IngramMicro, поэтому я имел возможность проверить
давно ожидаемого Монстра одним из первых и хочу поделиться своими
субъективными впечатлениями.
Впечатления…
Отношения
мои с продукцией фирмы Diamond начались не с самого лучшего. Помню
я был сильно разочарован работой видеокарты Diamond Stealth 64.
А так как отношение к той или иной железке в среде продвинутых компьютерных
пользователей в большинстве случаев складывается из первого впечатления
работы с той или иной продукцией фирмы, — видео от Diamond я считал
для себя признаком дурного тона. И, хотя на работе мне приходилось
мириться с этим, в домашний компьютер путь видеокартам от Diamond
был заказан.
Правда, было одно исключение — это Diamond Monster 3D — графический
акселератор, производимый фирмой Diamond на чипсете 3Dfx. Тогда,
скрипя сердцем, я пригрел у себя под боком монстрика, который (надо
отдать ему должное) работал, не вызывая у меня никаких нареканий.
И вот сейчас я нес домой другого Монстра, которого я, возможно,
в скором времени приобрету.
Впечатление
первое. От внешнего вида.
Коробка
и содержимое оформлены в ставшем уже привычном стиле компании Diamond
Multimedia. Яркая, красочная упаковка со стильной фотографией привлекает
внимание. Внутри три компакт диска (с драйверами, играми RECOIL
и Half–Life One Day) и один DVD — диск, содержание которого осталось
для меня неизвестно (по причине отсутствия DVD — ROM). Могу только
догадаться, что там записаны демонстрационные клипы новых DVD фильмов.
Что, учитывая возможность этой карты декодировать шестиканальный
AC–3 звук, используемый в технологии DVD, в четырехканальный для
воспроизведения на 4–х колонках, должно действительно выглядеть
и звучать потрясающе. Сама плата сделана достаточно качественно,
имеет симпатичную черную торцевую сторону с позолоченными контактами.
Так же понравилось наличие трех внутренних входов для CD, AUX и
модема. К сожалению, эти входы разведены параллельно, что выразилось
в следующем неприятном эффекте. При подключении ко входу AUX FM
тюнера, а ко входу CD — CD–ROM во время прослушивания музыки с аудио
диска приглушенное шипение и бубнение от FM–тюнера присутствовало
постоянно.
Впечатление
второе. От установки.
Установка
прошла довольно гладко и “безболезненно”. Plug and Play успешно
обнаружил новое устройство и поставил драйвера, подсунутые ему на
компакт–диске. После окончания загрузки было предложено установить
дополнительное программное обеспечение, с чем я с удовольствием
согласился. Была установлена программа, позволяющая управлять аппаратным
графическим эквалайзером, индикатор загрузки звукового процессора
утилиты управления прослушивания MIDI, установки и настройки колонок.
И самое главное — демонстрационные программы…
Впечатление
третье. От звучания.
При
подключении задней пары колонок к монстру у меня (как мне кажется
и у многих пользователей компьютера, привычка иметь за спиной твердую,
надежную стену, чтобы враг не смог подкрасться сзади…) возникли
проблемы выбора места. Разместить колонки получалось только на значительном
расстоянии, и длины аудио кабеля не хватало. Выручило меня то, что
на моем музыкальном центре есть маленькие surround колонки, которые
стояли у меня как раз за спиной. Пришлось ставить спереди активные
компьютерные колонки Genius SP–330, а на задние подавать сигнал
на музыкальный центр, отключив при этом основные колонки центра,
и, выведя громкость почти на максимум, настраивать звучание через
surround’овые колонки. В процессе подключения выяснилось неприятное
отсутствие раздельного регулятора громкости по фронтальному и тыловому
каналам.
Собственно звучание поражает реальностью, насыщенностью и, как это
не парадоксально, объемностью. Источник звука определяется практически
безошибочно, разве только немного выше, чем визуально. Играть в
игры становится гораздо легче. Никогда не предполагал, что звук
играет такую важную роль в формировании реальности восприятия. Теперь
достаточно услышать РЕАЛЬНЫЙ звук, мысленно прикинуть степень его
отражения и можно стрелять по направлению источника звука, хоть
с закрытыми глазами. Например, был такой эпизод. В Sin’e есть место,
где слева — непрерывная стена из ящиков, а справа — стена из ящиков
с 4–мя проемами. Услышав звук передергиваемого затвора, я сразу
определил, что враг находится во втором проеме и, не глядя, запустил
туда гранату. Я не ошибся. Звучание MIDI, как мне показалось, несколько
хуже, чем AWE 32, но всё равно не сравнится с FM синтезом.
Конечно, рекомендовать эту карту людям, профессионально работающим
со звуком, я не стал бы, но для геймеров она вполне подходит. Звук
в наушниках, как ни странно, практически не отличается от разнесенной
аудио системы, что меня приятно удивило. Даже удобнее играть в наушниках.
Это позволяет глубже погрузится в атмосферу игры.
Впечатление
четвертое. Совместимость.
Проблема
совместимости звуковых плат волнует очень многих, и я — не исключение.
Неприятно запустить старую любимую игру на новой звуковой плате
и услышать в ответ гробовую тишину. Одним из основных стимулов тестировать
звуковую плату дома была возможность проверить её на игре “Петька
и Василий Иванович спасают галактику”. Повышенный интерес к этой
игре обусловлен не только тем, что это любимая игра моей жены, но
и тем, что это единственная игра, на которой сплоховал мой Sound
Blaster. Звук разговоров через него был какой–то квакающий и растянутый.
Не помог даже патч, скаченный с сайта производителя. Приходилось
терпеть… Монстр справился с этой проблемой с пол–оборота, не пришлось
делать никаких дополнительных настроек. А настырность, с какой прописывается
файл совместимости в DOS сессии, в autoexec.bat, вообще достойна
похвалы. Звук во всех имеющихся DOS приложениях у меня присутствовал.
Выводы
или постепенное оМОНСТРение персонального компьютера…
А
вывод у меня один. Себе я такую плату пока покупать не буду. В скором
времени должна появится плата на Vortex 2 от Turtle Beach Montego
II, и я хочу сравнить её с Монстром. Главное её отличие состоит
в том, что в ней отсутствует поддержка тыловых колонок. Не слишком
радует меня перспектива насажать в компьютер Монстров. А то так,
глядишь, скоро появится Diamond FDD Monster, который будет со страшным
рёвом и визгом разрывать в клочья дискетки…